Офель

       Небольшая территория между южной стеной Старого Города Иерусалима и тем местом, где сейчас проводятся раскопки Города Давида называется "Офель". Слово "офель" происходит от того же корня, что и, скажем, Афула - то есть, "возвышенность". Изначально, как считается, здесь стоял дворец царя Соломона, возвышавшийся над городом. В те времена чем богаче и знатнее был род, тем выше по склону стоял его дом.

      Современные исследования показывают, что часть Офеля, примыкающая к современной южной стене города - она же южная стена Второго Храма - представляет собой искусственную засыпку. Видимо изначально склон в это месте был круче и ландшафт сровняли, чтобы получить возможность застроить эту часть. И это, судя по всему, то самое место, которое ТАНАХ и называет "Мило" - "Заполнение", сделанное царем Соломоном - В 3-й книге Царств, в главе 9-й, 15-й стих: 

        "Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Мило, и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Гезер." 

        Позже, по-гречески Офель назывался Акрополис. Собственно говоря, весь южный склон города представляет собой остатки построек времен Второго Храма и более поздних, где и сегодня ведутся интенсивные раскопки. Сюда можно пройти через сторожевую комнату у Мусорных ворот (вход платный), и спуститься вниз, к южной стене Храма. Во времена Первого и Второго Храмов здесь стояли административные здания города, затем была масса перестроек, камни построек иродианских времен использовались для омеядского строительства, которое и представляет собой самый верхний культурный слой.

       Иродианские постройки отличаются крупными размерами камней, хорошо отделанных и лежащих в стенах крест-накрест. Здесь был найден камень с надписью "к месту трубления", находящийся ныне в Музее Израиля. Камни стены Храма имеют около 10 метров в длину и 5 в толщину, средний вес такого камня - от 30 до 50 тонн. В западной стене, недалеко от ее юго-западного угла сохранился каменный кронштейн-опора моста, который когда-то вел в Храм и который сегодня носит название "арка Робинсона" по имени впервые описавшего ее английского исследователя Эдуарда Робинсона в 1838 году.

      В 1867 году англичане же Вильсон и Уоррен нашли основание колонны напротив арки. По мнению исследователей, эта колонна должна была поддерживать мост, ведущий в Храм. Позже была обнаружена стоявшая параллельно западной стене система из семи арок, каждая следующая выше предыдущей в направлении на север. Видимо, эти арки должны были поддерживать пролет лестницы, ведущей к арке Робинсона, через которую поднимались на тройной портик - базилику, построенную Иродом в южной части Храма. Здесь также сохранились остатки стен магазинов и складов, что обозначает, возможно, что здесь находился центральный иерусалимский рынок. Недалеко от арки Робинсона найдена надпись на стене ивритским шрифтом, гласящая: "И когда ты увидишь это возрадуется сердце твое и кости твои расцветут, как молодая зелень" (Исаия 66:14). 

        Севернее сохранился участок улицы иродианского периода шириной 10 метров, идущей параллельно стене Храма. Еще севернее - арка Вильсона, которая была обнаружена английским археологом Чарльзом Вильсоном в 1865 году слева от Стены Плача. Представляет собой часть иродовских конструкций по укреплению Храмовой горы и имеет подземные ходы, связанные со Стеной. Поверх арки в те времена шел мост над Серапионом, соединявший верхнюю и нижнюю части города. Внешняя окантовка арки - периода крестоносцев. От юго-западного угла стены на восток лежит большое пространство, на котором ведутся раскопки квартала времен конца эпохи Второго Храма. Здесь сохранилось также множество остатков дворцов омеядских халифов, уничтоженных во время правления Фатимидов.

       Под ними - остатки византийских времен, а глубже и далее - от стены Храма до города Давида - раскопки жилых и служебных зданий времен Второго Храма. Всего здесь насчитывается до 25 культурных слоев - самых разных времен и народов. Вполне возможно, что именно здесь стояла цитадель Акра, построенная Антиохом во 2 веке до нашей эры и разрушенная Шимоном Хасмонеем. Цитадель эта не найдена, что и не удивительно, так как в соответствии с описанием Флавия, она была срыта до основания, включая фундамент и часть горы под ней. Однако сохранились остатки многочисленный ритуальных бассейнов - микв, находившихся перед входом в Храм - прежде чем войти на святое место, необходимо было каждому пройти ритуальное омовение. Есть также множество руин административных и жилых зданий, возможно, постоялых дворов для приходящих в Храм принести жертву на праздники, жилые комплексы, принадлежавшие принявшим иудаизм, вместе со своей царицей Еленой эмигрантам из Адиабены. 

        Турецкая стена входящая в стену Храма под прямым углом рассекает надвое двойную структуру основных храмовых ворот, называемых Крысиные или ворота Хульды, по имени похороненной здесь пророчицы. Хульда, упомянутая в ТАНАХе жила во времена иудейского царя Йосии в 7 веке до нашей эры. По утверждению Талмуда была последовательницей Иеремии. Правая часть заложенных ворот имеет трехарочную структуру. Эти ворота, построенные Иродом, не упоминаются в источниках и были открыты археологами. Восстановлены ступени, которые когда-то вели к этим воротам - самое аутентичное место Храма.

       Дорога в Храм через эти ворота далее "ныряла" под портиком, проходила под землей и далее выходила прямо на храмовую площадь. Многократная структура ворот говорит, видимо, о том, что одна половина использовалась для входа, а другая для выхода, а сдвоенность и строенность каждой половины - возможно для "чистых" и "нечистых", то есть, здоровых и больных - кожными заболеваниями, которые с точки зрения иудаизма являются в какой-то степени неприкасаемыми. Западная, двойная часть ворот Хульды была открыта еще в омеядские времена и называлась тогда воротами Пророка.

       Над ними сохранилась латинская надпись, посвященная Титу. Заложены они были, видимо, в турецкие времена. Восточная или тройная часть ворот также носят следы омеядской перестройки. Во времена Второго Храма использовались как основные. Центральный портал ворот выше двух боковых. Рядом при раскопках найдены ниши для свечей в остатках подземного прохода. Во времена Второго Храма здесь проходила дорога до самого восточного угла южной стены.