География Песни Песней

      Хочу представить нашим читателям новое эссе - исследование, посвященное исторической географии Израиля - Эрец Исраэль. В этот раз для исследования была выбрана одна из красивейших книг ТАНАХа - Ветхого Завета, величайшая в мире песнь о любви - "Песнь Песен", написанная царем Соломоном в 10 веке до нашей эры. Говорят, что нет новых сюжетов после Шекспира - так вот: нет их и ранее. Наверное, все, что может придумать человеческая фантазия - все сюжеты, характеры, события, условия - уже использовано в ТАНАХе - этой Книге Книг. Написанной столь давно, что иных письменных свидетельств той эпохи почти и не сохранилось. 

        В данном эссе нас не интересует историчность сюжета, его литературные свойства. Не обсуждаем мы и проблему авторства данного текста. Все, что нас интересует - лишь географические названия, то и дело возникающие в тексте Песни Песен. Возможно, многим читателям Библии будет любопытно, о каких местах и городах идет речь, что от них сохранилось, что находится на этом месте сейчас. На этих любопытных и рассчитана наша работа. В ее процессе мы идем по тексту подряд.         Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы.         Мы не знаем точно, где находился библейский Кидар. Шатры, возможно, имеются в виду бедуинские. Хотя могут иметься в виду и царские шатры - возможно местного семитского царя Кидара. Выражение "шатры Кидарские" упоминается также в 119 псалме, без какого бы ни было уточнения. А само название Кидар встречается несколько раз у пророков: Исайи (он помещает его в Аравию), Иеремии (указывает на восток) и Иезкиэля (также Аравия). Сегодня есть ишув с таким названием неподалеку от Маале Адумим в Иудейской пустыне.         Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских.         Заповедник Эйн-Геди, один из красивейших и уникальнейших в Израиле, находится в центре западного побережья Мертвого моря около одноименного киббуца. Название его переводится как "источник козленка", этимология неизвестна. По территории заповедника протекают два ручья - ручей Давида и Аругот (современные названия); в долине этой есть руины древней крепости. Оазис Эйн Геди не очень велик, зато известен с самых древнейших времен. Многократно упоминается в Библии и исторических документах самых различных эпох. География Песни Песней

        Этот оазис богат водой и осадочной горной породой, что обеспечивает произрастание пышной растительности. Заповедник, в основной части, рассекается каньоном ручья Давида, по дну которого, между скал и бамбуковых зарослей, проложена пешеходная тропа, идущая к так называемому водопаду Давида, он же водопад Суламифь, низвергающийся с высоты 20 метров в красивом гроте. По водопаду стелятся водные растения, поэтически называемые "волосы Суламифь". 

        К истокам водопада также проложен маршрут вверх по склону каньона. Путь довольно утомителен, но это компенсируется прекрасным видом, который открывается с гребня каньона, склоны которого изрыты пещерами. В одной из них, как считает традиция, скрывался Давид от гнева царя Саула (1 Царств 24:1-23). Самое древнее человеческое поселение в Эйн Геди относится к периоду халколита. Выше источника сохранились стены большого здания с круглым подиумом в главной комнате, возможно, древнего языческого храма. Некоторые исследователи считают, что клад, найденный в пещере Матмон, относится именно к этому религиозному сооружению. На территории Эйн Геди обнаружены следы трех крепостей, относящихся к временам иудейских царей, остатки фермы и водных систем. К тому же периоду принадлежат инструменты, печати с текстом на иврите и клад серебра, также найденные в этом культурном слое. 

        Городище поселения того периода Тель Горен археологи относят к 7 веку до новой эры, ко времени правления иудейского царя Ишаяху (Навин 15:62). Город, стоявший здесь, очевидно, разрушен в 586 году до новой эры при вавилонском нашествии царя Навуходоносора и вновь отстроен по возвращении евреев из вавилонского плена в 5 веке до новой эры. Тогда поселок оставался маленьким и вырос лишь во времена хасмонейских правителей. Во втором веке до новой эры в Эйн Геди поселились представители секты ессев, возможно, аналогичной другим ессейским сектам Мертвого моря, которых позже, по сообщению Иосифа Флавия, уничтожили сикарии Масады во время Иудейской войны. Позже римляне организовали тут военную базу, в которой стояла Первая Фракийская когорта. В те времена здесь были большие римские бани, руины которых можно увидеть и сейчас. В пещерах Эйн Геди и в пещерах ручья Хевер, прилегающего к оазису, скрывались повстанцы Бар-Кохбы. 

        В период Мишны и Талмуда здесь также было еврейское поселение, от которого сохранились руины синагоги с изображением шестиконечной звезды. На мозаичном полу синагоги есть большая надпись на иврите, здесь же нашли бронзовый семисвечник. Позже поселение было уничтожено арабами. 

        Сегодня Эйн Геди - это большой и интересный заповедник, в котором много птиц, можно увидеть грациозных козлов с изящно изогнутыми рогами и других животных. В северной его части находится полевая школа Общества Охраны Природы и общежитие. С заповедником соседствует процветающий коммунистический киббуц того же названия. Есть здесь также культурный пляж. В самой южной части побережья Эйн Геди находятся источники 40-градусных серных термальных вод Хамей Мазор, над которыми расположены купальни Эйн Геди СПА, также принадлежащие киббуцу.         Я нарцисс Саронский, лилия долин!         Долина Шарон. Сохранила свое название с библейских времен. Территориально - это пространство от Самарийского хребта до средиземноморского побережья. Сегодня на Шаронской долине стоит множество новых городов развития. С древности сохранилось огромное количество достопримечательностей. Долина - плодородная, зеленая, цветущая - отсюда и "цветочное" сравнение. География Песни Песней        О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;         Горы Галаада. Аутентичное название - Гильад. Сегодня - это территория Иордании, часть горного хребта примерно напротив Бейт-Шеана и южнее, севернее плато Амона. Название возникло в связи с библейской историей примирения Иакова и Исава. Иаков, возвращаясь из изгнания, в котором он пребывал в течении многих лет, посылает обманутому им брату Исаву богатые дары. Исав соглашается на примирение. Встреча братьев происходит как раз в этом месте и, как рассказывает еврейская традиция, они устанавливают стелу в честь своего примирения ("Галь-эд" на иврите). Отсюда и название плато. Плато плодородное, обрывается крутыми склонами, поросшими зеленью, в сторону долины Иордана. И сегодня здесь можно увидеть пасущиеся стада местных скотоводов-бедуинов.         Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!         Плато Амон, сегодня Иордания. Находится южнее плато Гилеада, напротив самарийского хребта южнее Бейт-Шеана. Название - библейское. От него произошло современное название столици Иордании Аман или Рабат-Амон, а так же ископаемое "аммонит" впервые идентифицированное именно здесь. 

        Снир - сегодня, видимо гора Дов, один из отрогов Хермона, или же так называемый "малый Хермон", "Хермонит". Это - вулкан высотой 1211 метров, который находится на юго-восток от друзской деревни Буката. Местная друзская традиция называет эту гору женой горы Хермон. Легенда гласит, что для того чтобы наблюдать за ветреной супругой Хермон оставил здесь свой голубой глаз - озеро Биркат Рам. Название Снир сохранилось в названии ручья, одного из притоков Иордана, вытекающего из-под горы Дов и Хермона. Его современное арабское название - Хацбани. Вдоль ручья есть красивый пешеходный маршрут. В верхнем течении ручья находится святое место для друзов. Над ручьем сохранились остатки древнего моста 2-го века нашей эры. 

        Гора Хермон - самая высокая гора Израиля, находящаяся в самой северо-восточной точке Голан на границе с Сирией. Собственно, Хермон геологически относится не к плато Голан, а к белым горам Ливанского хребта, поэтому так и выделяется из окружающего рельефа. Ее вершина достигает 2282 метров. Это единственное место в Израиле, где снег держится всю зиму, а снежный покров достигает такой толщины и прочности, что до апреля здесь можно кататься на лыжах. Нет вблизи других гор, которые могли бы соперничать с Хермоном по высоте и мощи, далеко видны его вершины. С незапамятных времен люди считали это место божьим жилищем. Хермон был святыней для ханаанеян, одних из первых исторических обитателей Израиля. И много позднее в эллинский период, эта гора продолжала считаться священной. На одной из ее вершин до сих пор сохранились развалины древнего языческого храма.

       Здесь найдены следы примерно сорока древних человеческих поселений. Некоторые их них довольно интересны с точки зрения археологии. Сегодня на склонах Хермона стоят две самых высокогорных деревни - еврейская Неве-Атив, база горнолыжного курорта, и друзская деревня (она выше) Маждаль Шампс. Хермон уникален с точки зрения животного и растительного мира, здесь произрастают представители флоры, каких нет нигде больше в мире, например, совершенно уникальный "хермонский дуб". Здесь можно увидеть редкие геологические явления, а сам Хермон - относительно недавно потухший молодой вулкан с несколькими кратерами. Есть даже предположение, правда, ничем не подкрепленное, что в теле горы должны быть алмазы.География Песни Песней

       Весь Хермон является государственным заповедником и передвигаться здесь можно только по дорогам. Вокруг горы есть несколько второстепенных вершин, таких как горы Агас, Дов и Бетарим, массив Сийон и несколько ручьев: Снир, Саар, Баниас, Дан, Гувта, Гильшон, Звадим, Снаим и Арар. 

        Ливан - современное государство, расположенное на территории древней Финикии и двух третей того, что в библейские времена являлось Верхней Галилеей. Через всю территорию Ливана, начиная от Хермона на юге идет высокогорный хребет, значительно переваливающий по высоте за 2000 метров. Несколько месяцев в году весь этот хребет, включая Хермон, покрыт снегом, что и дало ивритское название этой стране - Леванон, от корня "лаван", то есть, белый. С этих высоких гор и зовет спуститься свою возлюбленную царь Соломон.         "Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя". Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?         В оригинале - Маханаим. Мест с таким названием в Израиле тех времен было множество. Упоминания о нескольких географических точках с таким названием есть и у Иегошуа Бин-Нуна (Иисуса Навина), и в книгах Судей и Царств и, даже, в книге Бытие - Берейшит, также в отношении места примирения Иакова и Исава. В главе 32 книги Бытие указывается, что Иаков разбил свой лагерь и место его бивака с тех пор и называется Маханаим. В переводе это слово означает "два лагеря" и, вполне возможно, было употреблено не как название географическое. По крайней мере, в переводе Давида Иосифона издательства рава Кука это слово переведено как пляска в "два ряда". Вполне возможны оба варианта.         ...шея твоя - как столп из слоновой кости; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой - башня Ливанская, обращенная к Дамаску;         В оригинале текста звучит "хешбонские". Название встречается в ТАНАХе многократно. Город с таким названием был захвачен израильтянами у Амморейского царя Сигона (Числа 21:25). Позже он достался колену Реувена. Упоминается, как город, находившийся за Иорданом на берегу ручья Арнона (сегодня в Иордании). Переводится это слово как "счет" - арифметический либо боухгалтерский. Употребляется и в переносном смысле. 

        Город Батраббим не упоминается в Писании больше нигде и никаких предположений на его счет нет. Вероятно, этот город также был расположен с той стороны Иордана. Название это можно перевести как "дочь многих". Другой вариант прочтения - Бейт-Раббим, то есть, "дом многих". Обратите внимание на любопытную коннотацию: Варрава - Баррабба - сын многих.         ...голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.         Гора Кармель расположена в направлении с северо-запада на юго-восток от Хайфы и Хайфского залива до Зихрон-Яакова и перекрестка Эльяким. Средняя высота хребта - около 500 метров над уровнем моря, высшая точка - Рам-Кармель (546 метров). Одна из высших точек - Мухраха - является важным религиозным местом как с точки зрения христианской, так и еврейской традиции, связанным с пророком Ильей. С этим же героем связывается самая северо-западная оконечность горы, находящаяся в Хайфе - Стелла Марис. На горе Кармель также расположен Хайфский Университет, башня которого видна издалека, а рядом с ним располагается замечательная обзорная площадка. Здесь же находится ряд друзских деревень, в том числе - столица друзов Далият эль-Кармель. Большая часть поверхности горы представляет собой Национальный Парк. 

      География Песни Песней  Геологическое строение горы обычно для Израиля - осадочные породы, в основном, доломит, под которым располагаются слои известняка и мела. На Кармеле много разломов, самый большой из которых - Ягур. Здесь выпадает около 800 мм. осадков в год. В верхнем доломите много трещин, поэтому почвы плодородные - краснозем, очень много естественной зелени. На верху горы практически нет источников, поэтому никогда не было крупных человеческих поселений, и парк сохранил свой первозданный вид. Въезд в парк Кармель начинается напротив разъезда Атлит по ручью Орен.

       При въезде справа видна пещера Эцба. В скалах вокруг было множество каменоломен, в основном в византийский период, но их использовали и англичане в наше время. Недалеко отсюда, возле киббуца Бейт Орен, дорога пересекается с основным шоссе идущим по водораздельному хребту. Около киббуца - древние каменоломни. Внизу видны русла нескольких речушек - большое, выходящее к морю - Келах, его правый приток - Галим. Парк - заповедник занимает площадь 100 000 акров.         Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников.         Такое название также нигде больше не упоминается. Однако, есть упоминания о городе Ваал (Баал) применительно к Кирьят-Иеариму, под Иерусалимом. Вообще, городов с такой приставкой (означающей "хозяин", "властитель") в Израиле было довольно много. Например, Бааль-Хермон, Бааль-Пцарим и другие. Возможно также имелся ввиду некий город на плато Амона - крупный или центральный. Однако, корее всего, речь идет все-таки об иудейском городе. Возможен также вариант Баал-Амон, от слова "амон" - толпа, или, в современном варианте "очень много".