География Исхода

Начало

        История Исхода евреев из Египта всегда была одной из самых волнующих и загадочных тем, затрагивающих умы и сердца исследователей как еврейских так и христианских. И если толкование традиционно-религиозного смысла этого события обладает некоторыми свойствами консенсуса в каждом поколении исследоватетелей, то его географическая сторона веками вызывает ожесточеннейшие споры толкователей, занимающих порой диаметрально противоположные позиции. Не смотря на то, что весь путь, проделанный сынами Израиля с момента выхода из Египта и до восхождения Моисея на гору Нево, откуда ангел Господен показал ему всю Землю Обетованную довольно подробно описан в Торе - многие географические пункты на этом пути толком не идентифицированы. Что и приводит в конечном итоге к серьезным разночтениям в трактовке географии Исхода.

       Наибольшее количество споров, пожалуй, вызывает наиболее чудесное событие, поизошедшее с евреями на этом пути - переход моря посуху. Среди встречающихся в различных трудах вариантов морем, через которое переходили евреи посуху, называют приливные заливы Средиземного моря, систему Сихорских озер, Суэцкий залив и, даже, Эйлатский, что уже невероятно совсем, учитывая огромную глубину этого, одного из глубочайших заливов мира. Обратите внимание, что само это море в библейском тексте не упоминается по имени - в момент перехода, лишь позже, когда ТАНАХ цитирует победную песнь евреев (Исход, 15), речь идет о Чермном (Тростниковом) море. И лишь к последнему времени, благодаря современным историческим и археологическим изысканиям, картина стала несколько проясняться, впрочем, так и не став ясной до конца. Здесь мы приведем лишь наиболее вероятный (и принятый сегодня) вариант географического исследования пути Исхода евреев из египта. Но начнем с начала


        Итак, история физического выхода из земли Гошен израэлитов начинается в Библии со следующего пассажа: 

        "Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. 

       И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской." (Исход 13:17-18)

       В этом отрывке сразу закладывается генеральное направление будущего пути евреев; в продолжении описание этого пути будет детализироваться. "Земля Филистимлянская", или "эрец Плешет" - термин неоднократно используемый ТАНАХом - хотя о самих филистимлянах Библия расскажет лишь значительно позднее - для обозначения территории Северного Синая и южной части побережья Средиземного моря. Той территории, где позже будут располагаться города филистимлян, где произойдут, или уже начали идти, бои между филистимлянами и египтянами.

       Причина, впрямую указанная в тексте, судя по современным исследованиям не единственна: северное побережья Синая, называемое в древнегипетской традиции также "путем Гора" - один из наиболее укрепленных древнеегипетских форпостов времен Новой Династии, еще фараон Сети I возвел в этом районе огромное количество укрепленных постов для отражения нападений с той сторны. Количество египетских укреплений в этих краях исчислялось десятками и сотнями. Разумеется, Моисею такой путь представлялся далеко не самым предпочтительным. И он увел народ на юг, к берегам Суецкого залива Красного моря. Но прежде чем мы отправимся вслед за народом к Суэцу, давайте посмотрим, что пишет ТАНАХ о самом моменте Исхода: 

        "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря." (Исход 14:1-2) 

        И далее: 

        "И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном." (Исход 13:17-18) 

        Расшифруем названия. Пи-Гахирофом русский перевод транскрибирует библейское название Питом. Древнеегипетские источники указывают на расположение города Питом (или Пи-Атум в египетском произношении) на западной оконечности озера в Вади Тумейлат, одного из озер системы Сихорских озер, распологавшихся между самой северной оконечностью Суэцкого залива и Средиземным морем. Сегодня озера эти по большей части не существуют, они влились в систему рукотворного Суецкого канала. 

        Мигдол, он же Мигдаль - сегодня идентифицируется с поселением находившемся в самой северо-восточной части тех же озер. Севернее его, на берегу Средиземного моря находился и Бааль-Цафон, идентифицированный сегодня практически однозначно. 

        Позже, в 15 главе Исхода указывается, что после чудесного избавления от войска фараона Моисей повел народ на юг, в пустыню Сур где через три дня евреи добрались до места, называемого Мерра (ср. Марир), поскольку вода там была необычайно горького вкуса. И действительно, самое южное из Сихорских озер, лежавшие практически у Суэцкого залива, обладало необычайно горьким вкусом - и сегодня там сохранились подобные воды. 

        Учитывая то, что на иврите "морем" называют любое большое водное пространство, не обязательно соленое (море Кинерет, например), то мы можем сказать однозначно, что то "море", которое имеется в виду в рассказе о чудесном избавлении евреев от войска фараона - вовсе не море, Средиземное или Красное, а одно из Сихорских озер! 

        Дальнейшее продвижение израэлитов определить значительно сложнее, хотя ТАНАХ рассказывает нам, что далее пришли евреи в место, называемое Елим, где 12 источников воды и 70 финиковых деревьев и расположились там станом. (Исход 15:27). Видимо, здесь имеется в виду один из оазисов (их на сегодняшний день около дюжины), расположенных на восточном побережьи Суецкого залива, со стороны Синайского полуострова.

        После остановки в Елиме евреи отправляются в пустыню Цин, расположенную между Елимом и горой Синай, то есть покидают суэцкое побережье и уходят вглубь Синайского полуострова. Именно здесь и происходит история с манной небесной. 

        Следующие географические названия, которые приводит нам Библия на пути израэлитов из пустыни Цин по дороге к горе Синай - Рефидим (поселок) и Хорив - скала, из которой Моисей добыл воду при помощи своего жезла. 

        "И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы." (Исход 19:2).

       Таким образом, становится очевидным, что те две идентификации места извлечения воды из скалы, принятые сегодня в христианско-мусульманском мире, никоим образом не отвечают библейскому тексту. Одно из них, Вади Муса, близ Петры в Иордании находится совсем в других краях, а источник Моисея на территории монастыря Санта-Катерины - у самой подошвы горы, что также противоречит приведенной выше цитате. 

        В рамках данной статьи мы не будем рассматривать события произошедшие около и на горе Синай, пролистнем несколько страниц и двинемся дальше, попав уже в книгу Чисел или "Бамидбар". 

        Народ Израиля двигается за облаком, повисшим над Скинией Завета, останавливаясь там, где останавливается облако и, таким образом, приходят они в пустыню Паран, находящуюся несколько севернее горы Синай. Там и происходит история с перепелами, и место это было наречено Киброт-Гаттава (Киврот-Аттава, Могилы Прихотей). (Числа 10, 11). Из Киврот-Аттава путь народа лежит в Асироф (Хацейрот), место, предположительно находившееся примерно между современными Дахабом и Нуэйбой несколько глубже в пустыню. Вся эта часть территории Синая называется в библейских текстах пустыней Паран (Фаран). К Фарану же ТАНАХ относит и городок Кадеш-Барнеа, идентифицированный сегодня с достаточной точностью и находившийся на современной границе Израиль-Египет, примерно в центральной ее части, с египетской стороны. Именно отсюда, из Кадеш-Барнеа и отправляются на исследование Земли Обетованной разведчики, посланные Моисеем. 
 

 

Разведчики

        Идентификация Кадеш-Барнеа была сделана израильскими археологами, в том числе, Аарони и Ави-Йоной еще в те времена, когда Синайский полуостров принадлежал Израилю и место это было доступно как археологу так и пытливому туристу. Раскопки оазиса Кадеш Барнеа проводились дважды: в 1956 и 1976-82 годах. Археологами были найдены три крепостных сооружения, построенных последовательно друг за другом примерно в 10-9 веках до нашей эры, водохранилище и остатки поселения, просуществовавшего здесь до падения Второго Храма в 586 году до нашей эры, а, возможно, и долее, до 4 века до нашей эры. Было найдено множество бытовых предметов, глиняная женская статуэтка, изделия из кости и табличка с надписями - острака с надписью на иврите.

       Сегодня однако, поскольку Кадеш-Барнеа находится с египетской стороны в приграничной зоне, доступ сюда невозможен; можно лишь подъехать к границе со стороны Израиля и рассмотреть руины в бинокль, расположены они близко к границе. Сегодня в честь библейского поселка назван современный мошав. Само же это место называется по-арабски Айн аль-Кударайт или Айн аль-Кудайс и находится в 25 километрах к югу от Ницаны напротив горы Хурша на израильской стороне. Кадеш Барнеа был одной из важнейших станций на так называемом Царском пути из долины Нила в Месопотамию, по которому, в частности, возили пряности и благовония. Упоминания об этом пути неоднократно встречаются в Библии (Числа 34:4, Навин 15:3). В связи с праотцем Авраамом это же место упоминается под названием Эйн Мишпат (Бытие 14:7, 16:14). Здесь умерла и погребена сестра Моисея Мирьям (Числа 20:1). 

        Итак, именно отсюда и была сделана первая попытка вторжения в Ханаан евреями (Числа 14:40, 20:14), когда взроптал народ, испугался сильных обитателей земли этой и отказался войти в нее. Путешествие разведчиков по Земле Обетованной, по сообщению ТАНАХа заняло сорок дней. Какую территорию обойти и в каких местах могли побывать разведчики за этот немалый срок? Давайте вновь обратимся к тексту: 

        "Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, ... и пришли к долине Есхол, [и осмотрели ее,] и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв; место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы. И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней." (Числа 13:22-26) 

        Поселков с названием Рехов в ТАНАХе десятки и все они расположены в самых различных местах от Негева до Голан. Именно это и вынуждает текст уточнить: "Рехов, близ Емафа", то есть близ Хаммата, в оригинальном произношении. Однако и Хамматов история знает множество, слово это, происходящее от корня "хам" - "горячий" означает место, где из-под земли вырываются горячие термальные воды. Хамей Йоав, Хамей Эйн-Геди, Хамей Гааш, Хамей Тверия, Хамат Гадер - во всех этих местах, как и во многих других, стояли или могли стоять поселения с таким названием!

       К счастью, библейский текст дает нам еще одно уточнение: от Хаммата разведчики направились на юг к Хеврону, то есть, Хаммат лежит севернее Хеврона. Еще одно уточнение мы находим значительно позже, в 34 главе книги Чисел - о том, что Хаммат лежит на самой северной границе земли Ханаанской. Таким образом, можно считать, что ТАНАХ в данном случае имеет ввиду либо Хамей Тверия, либо же Хамат Гадер, лежащие на самом севере страны. Здесь, однако, полезно будет привести мнение израильского археолога Йоханана Аарони, который счел что, поскольку Ханаан простирается и несколько севернее этих пунктов, то под Хамматом текст имеет в виду Лебо-Хаммат, находящийся намного севернее, в Ливане, против города Библос на севере этой страны. Туда же Аарони относит и местонахождение упоминающихся в тексте Цедада, Цифрона и Хацар-Еннана, довольно беспочвенно, безо всяких аргументов в пользу такой идентификации. Тем более, что ни Аарони, ни кто-либо другой не дают никакой идентификации горе Ор, служащей ключевой точкой для понимания географии данного пассажа. 

        От Хеврона же разведчики движутся обратно на юг, пройда через долину Эсхол (Эшколь) и срезав там огромную виноградную кисть, ставшую в наше время символом Министерства Туризма Израиля. Думается нам, что под долиной Эшколь имеется в виду либо долина лежащая к западу от Хеврона и ведущая в сторону Кирьят-Гата, либо долина Беер-Шевы южнее Хеврона. Так или иначе, разведчики возвращаются в Кадеш-Барнеа, где народ израильский проявляет то самое малодушие, за которое он и был наказан сорокалетними блужданиями по пустыне. 

        Там же, в районе Кадеш-Барнеа вновь Моисеем была извлечена вода из скалы, отчего место это получило название Мей Мерива - Воды Распри. Там же умер и был похоронен Аарон, брат Моисея. Там же упоминается еще одна гора Ор, которая близка к земле Эдомской - то есть к восточному побережью Эйлатского залива. Видимо гор с таким названием на тот момент было по крайней мере две. 

        "От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома." (Числа 21:4)

       То есть, отправились израэлиты вдоль Эйлатского залива мимо Эйлата по западной стороне долины Арава, чтобы не подниматься в горы Эдома. 
 

 

Заиорданье

        "И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе; и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца; оттуда отправились, и остановились на долине Заред; отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. Потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава. Отсюда [отправились] к Беэр; ... Из пустыни [отправились] в Матанну, из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне." (Числа 21:10-20) 

        И сегодня в Израиле есть место, чуть северо-восточнее киббуца Хацева называемое Ир Овот, то самое очевидно, которое и имеет в виду библейский текст. Отсюда пути народа Израиля уходят восточнее, в Заиорданье, к горам Моава. Местонахождение Ийе-Аварима не установлено; судя по всему, это какое-то место на современной израильско-иорданской границе южнее Мертвого моря. Из пустыни Арава израэлиты поднимаются в горы Моава через долину Заред, лежащую напротив современного иорданского городка Ат-Тафила - там действительно есть долина, ведущая наверх из Аравы, довольно удобная для пешего подъема. Ручей, текущий по этой долине в конечном итоге впадает в Мертвое море на самом его юге. 

        Далее путь евреев лежит по линии знаменитого королевского пути на север, в сторону Кир-Моава, он же современный Карак. И в библейские времена, да и сегодня город этот являлся столицей Моава. Земля же Аммореев осталась внизу, на восточном побережье Мертвого моря, простираясь от ручья Арнон (он называется так и сегодня) вплоть до впадения ручья Ябок в Иордан на севере. Остальные географические названия, приведенные в этом отрывке, увы, никак не идентифицированы, отчасти поскольку никаких толковых археологических раскопок в этих местах никогда не производилось, за исключением отдельный, значительно более поздних объектов, исследованных в наше время. Мы можем лишь привести оригинальное семитское звучание названий этих мест: Вайэф, Суфа, Матана, Нахалиэль, Бамот, Гай. 

        Некоторые названия транскрибированы на русский язык неверно - так, например, шевет Ар - это племя Ара, соответственно "Шевет" означает племя и не является собственным названием. "Фасги" же - это ивритское слово "писга", которое и означает понятие "гора", "вершина" и также не является именем собственным. Заиорданский хребет в этих местах на удивление ровный и в нем нет никаких выдающихся вершин, даже гора Нево, о которой пойдет речь позднее, ничем не выделяется из всего остального хребта. Таким образом, идентифицировать данную вершину не представляется возможным. 

        Далее, ведя войны, захватывая территории, города и народы, еврейский народ под предводительством Моисея движется в сторону плато Башан, называемого так и сегодня. Именно здесь, в Моаве и провели израэлиты большую часть из указанных им Всевышним 40 лет, греша и правденичая, захватывая и освобождая. Именно здесь Моисей получил указание от Всевышнего разделить землю обетованную между колнеами израэлевыми, именно отсюда поднялся он на гору Нево, стоящую на границе между Моавом и Аммоном, над самой северной оконечностью Мертвого моря против Иерихона, чтобы увидеть Землю Обетованную и умереть, так и не войдя в нее. 

        "И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня." (Второзаконие 34:1-6)