Достопримечательности Иордании

  
        Современное Хашемитское Королевство Иордания располагается восточнее реки Иордан, занимая значительную площадь суровых и бесплодных пустынь, геологически более всего подходящих к пустыням Саудовской Аравии. 80 процентов территории этой страны - неуютная, не подходящая человеку голая равнина, продуваемая жаркими сухими ветрами 9 месяцев в году и пронизываемая холодом зимой. Однако остальные 20 процентов - плодородный восточный берег реки Иордан, струящийся ручьями, зеленящийся лесами и угодьями, полный историческими и археологическими чудесами, на пустыню не похож. Эта, пятая часть современной Иордании в историческом разрезе практически никогда не была связана с бесплодными 80-ю и относилась к земле библейской, к Обетованной Эрец Исраэль, земле Израиля.

        Еще до прихода сюда евреев под предводительством Моисея, народы, населявшие Левобережье исповедовали близкие религии, говорили на одном и том же семитском языке, были братьями - если и не родными, то двоюродными то уж точно. Именно поэтому когда эта территория по завещанию Моисея была распределена между коленами Израилевыми (Гад, Реувен и половина колена Менаше), израильтяне не вырезали эти народы, не притесняли их - оставили жить на своих местах, со своим образом жизни. Так образовались анклавы аммонитян, моавитян и других, живших с евреями то в постоянной дружбе, то в перманентной ссоре... И сохранила земля эта загадочные, звучные имена ТАНАХа, столь важные и для еврейской традиции и для последовавшей за ней христианской. Не случайно любой местный гид встречает группу, приезжающую в Иорданию словами "Добро пожаловать в Землю Обетованную". В землю, столь полную достопримечательностями, что за одну журнальную статью невозможно ни рассказать о них, ни даже перечислить подробно...

        "Главная", самая притягательная для туриста, самая знаменитая и звучащая, самая загадочная и прекрасная - Петра, которую не зря называют одним из современных семи чудес света... Петра - прежде всего необычайное геологическое создание. Пестрые розовые обрывы и заточенные черные гранитные верхушки скал получили роскошное оформление под воздействием воды, песка и ветра. Рука человека завершила творение природы. Укрытые за этими естественными насыпями, набатеи - семитский бедуинский народ Аравии, окруженный ореолом тайны - сделали Петру своей столицей. Они завещали путешественникам исключительный некрополь, более 10 000 гробниц с изящными фасадами, высеченными в скалах, что делает Петру одним из наиболее значимых туристических мест Ближнего Востока.

        Создали это чудо кочевники, внезапно и невероятно разбогатевшие на перевозке пряностей и благовоний для Римской империи сразу после окончания Пунических войн. Народ набатеев просуществовал на небосклоне истории немногим более 6 столетий, внезапно появившись как комета и быстро растворившись после захвата Петры Римом и, в особенности, после прихода сюда византийского христианства. Все города этого народа находились на территории пустыни Негев - Авдат, Мамшит, Шифта, Ницана, все кроме тайного набатейского города-некрополя Сэла, и превращенного ими позже в свою столицу, где как говорят легенды, они и прятали свои несметные сокровища.

       И только в римские времена Сэла была переименована в Петру, название ее просто перевели на греческий.. После падения Великого Рима здесь поселились монахи-византийцы, мало их было, не было у них ни рабочих рук, ни несметных богатств, их небольшие церквушки с примитивными мозаиками занесло песком времени, а сами они изганны отсюда навсегда с приходом воинственного зеленого знамени ислама. И канула Петра в безвестность, лишь бедуины, пастухи скотоводы прятали в монументальных надгробиях свои стада от непогоды... Да стреляли по урнам и фигурам вырезанным на склепах, считая, что замурованы там сокровища фараонов...

        В 1812 году до известного и непоседливого путешественника швейцарца Иоганна Людвига Бургхарда дошли слухи о существовании в пустыне удивительного древнего города. Для того, чтобы попасть сюда Бургхарту пришлось формально принять ислам. Под именем Ибрагима ибн Абдулы он проник в Петру, чтобы якобы поклонится источнику Моисея и принести в жертву козла на могиле Аарона. Тогда уже существовала традиция о том, что ручеек, текущий по ущелью - и есть знаменитый источник Моисея, добытый его посохом из скалы (отсюда и современное название деревушки - Вади Муса), а брат его Аарон похоронен на самой высокой здешней скале.

       Исследовать город подробно он не мог, чтобы не вызвать излишних подозрений - итак его чуть не убили за то, что не смог он сдержаться и стал зарисовывать величественные фасады Петры. Он и сообщил позже миру в своей книге об открытии Петры.

        В 50-х годах двадцатого столетия начались первые раскопки Петры. Начались - да так и не закончились до сих пор. Говорят, что на сегодняшний день в Петре раскопано менее 10 процентов ее площади... Ученые обнаружили здесь следы неолитического поселения, культура которого была похожа на Иерихонскую культуру. Далее до железного века - ничего. Новое человеческое поселение появляется здесь лишь с 1200 года до нэ. ТАНАХ упоминает в это время и на этом месте столицу эдумеев Сэла (2 Царств 14, Исая 7 и др.). Захвачен город был иудейскими царями в период с 796 до 781 до н.э.

        Набатейское население появляется видимо уже с 6 в до н.э. Здесь вел бои селевкидский царь Антигон в 312 г до н.э.. Он дождался момента, когда большинства мужчин не было в городе и вошел, уничтожив женщин и детей. Вывез золото, благовония и пряности. Ответ набатеев не замедлил себя ждать. Из 4000 нападавших в живых осталось лишь 50. Вторая попытка Антигона захватить Петру не удалась вообще.


        Богатство города вызывало зависть. В особенности у римлян, которые знали или, по крайней мере, представляли себе его размеры - неудивительно, они же сами и покупали у набатеев втридорога пряности и благовония. Впервые римляне атаковали город еще при Помпее в 63 году до н.э., разумеется, неудачно. Затем их поптыки повторил Ирод Великий, безуспешно осадив Петру в 31 году до н.э. Захватить непокорный город удалось лишь императору Траяну в 106 году уже новой эры. Он построил в Петре типичный римский город, от которого на сегодняшний день мало что сохранилось.

        Площадь Петры огромна. Попасть сюда можно только через двухкилометровое узкое ущелье Эс-Сик, извилистое и глубокое. Но пройдя его пытливый путник замирает, ошеломленный красотой первого же открывающегося ему фасада - так называемой Казны. Одного из самых внушительных и великолепных - наряду с Урновой могилой, Монастырем и другими, которых так много, что и целого дня не хватит, чтобы обойти их все, посидеть на остатках древнего театра, подняться к могиле Аарона, походить по руинам величественных храмов - Великого и Крылатых Львов, увидеть остатки византийской мозаики... Петра стоит того, чтобы сюда добраться, провести здесь как минимум целый день и восхититься величием творений человеческих рук, творением человеческого гения...

        Если вы уже попали в Иорданию, не стоит ограничиваться только Петрой - в этой стране есть много других очень любопытных и важных объектов. Например, обязательно стоит побывать в древней Герассе, находящейся в 51 км на север от Аммана. Современное название города - Джараш. Первые раскопки этого второго по величине города греко-римского Декаполиса (после Бейт-Шеана) проводил немец Ульрих Зитцен в 1806 году. Следующие серьезные раскопки и реконструкция - англичане 1925 г. Все что можно здесь увидеть сегодня - театры и коллонады, храмы и нимфеоны, мощная древнеримская Кардо - все было засыпано песком, благодаря чему и сохранилось. Это был огромный торговый и административный город, население которого составляло порядка 20 тысяч человек. Сохранились два театра, огромная эллиптическая площадь на южном въезде в город, ворота, нимфеон, храмы, церкви, рынок и бани.

        Заселено это место былы еще видимо с неолита, но городом Герасса стала лишь при Македонском. В 63 году до н.э. город был захвачен Гнеем Помпеем и стал важным городом провинции. Богател за счет торговли с набатеями. Перестроен в 1 в по римскому образцу. Покорен Траяном в 106 году во время войны с набатеями и назван Пальмира. В 129 году Герассу посетил Адриан и построил в честь себя триумфальную арку в южной части города. С 5 века город был заселен в основном христианами. Во времена императора Юстиниана (527-565 гг) построено минимум 7 церквей, в основном из камней римских храмов.

       В 614 году город практически полностью разрушен персами, а затем и арабами. Землетрясение 747 года засыпало останки города мощным слоем земли и песка, благодаря чему камни древних построек не были окончательно разобраны современным населением Джараша для своих нужд. В 12 веке здесь стоял небольшой поселок крестоносцев. Затем это место было пусто вплоть до 1878, когда сюда пришли черкесы.

        В районе Аммана есть и еще две достопримечательности, пропустить которые нельзя ни в коем случае. Первая - это город мозаик и самой знаменитой и, возможно, самой древней в мире карты - Медва.

        Медва многократно упоминается в библейских источниках, как один из важнейших городов Моава, пограничный город со смешанным населением двух колен - Менаше и Гада. Пишут о нем и пророки - Иссая, Осия и другие. В частности (Ис.15:2) "Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды." Упоминается и на стеле моавского царя Меши 850 до н.э. как израильский город. В 165 до н.э. Медва захвачена амонитянами. Освобожден Гирканом I в 110 до н.э. Гиркан II обещал город набатеям в обмен на помощь при захвате Иерусалима в войне с Аристобулом. В римские времена превращен в римский город и перестроен. Византийские христиане построили здесь огромное количество церквей и общественных зданий. Разрушен окончательно город был персами в 614 г. Не существовал более до 19 века.

        В 1880 г в результате резни в Аль-Караке между мусульманами и христианами последние вынуждены были покинуть город и перебраться севернее в место, называемое Мадаба. Турецкое правительство разрешило им строительство церквей. При строительстве обнаружили руины церквей древних, построенных в Византийские времена начиная с 4 до 7 вв. В частности огромное количество различных мозаик, самой потрясающей из которых оказался пол церкви св. Георгия, изображающий древнейшую карту святой земли. Карта оказалась частично повреждена как в результате работы времени, так и по недосмотру строителей современной церкви. На сегодня сохранилось около 30 процентов мозаики (30 квадратных метров из 93-х), но, к нашему счстью, самых центральных.

       В центре карты помещен Иерусалим, а показывает она нам всю Землю Обетованной так, как ее увидел Моисей с находящейся неподалеку горы Нево по представлению ее составителей в 6 веке.. Над мозаикой была построена новая, меньшая по размеру церковь. В 1896 г был опубликован первый труд о карте библиотекарем Греческого Ортодоксального Патриархата в Иерусалиме. С этого момента сюда началось настоящее паломничество. Первое цветное изображение было опубликовано в 1906 г. Датировка карты - император Юстиниан, самое начало 6 в. Составлена она была из почти миллиона камней.

        Сама же гора Нево находится от Медвы в 12 километрах на запад на самых обрывах над долиной Иорданской. По крайней мере, именно таково определение византийской императрицы Елены. Еврейская традиция не находит протеворечия в идентификации места, однако не находит и точных подтверждений ей. Правда, в отличие от традиции христианской, могилы Моисея существовать не может - "неизвестна она до сего дня". Христиане же утверждают что Учитель Моисей похоронен там, где сегодня находится реконструкция византийской церкви. Древняя церковь на этом месте существовала примерно с 393 г. А в 614 была разрушена персами. Остались лишь довольно любопытные мозаики. Территория горы Нево была куплена францисканцами в 1930 г.

        Стоит добавить еще одно - Иордания страна не только спокойная и безопасная, но и очень дружелюбная. Пожалуй, это единственная арабская мусульманская страна где не воспитывается ненависть к чужакам, к людям иных религий, где мир и добрососедство воспринимается как должное, в том числе и к нам, израильтянам. Где нас всегда ждут в гости с распростертыми объятиями...